Торсионная подвеска
Торсионная подвеска автомобиля – одна из разновидностей подвесок переднего или заднего моста. В качестве упругого элемента, в таких конструкциях используют торсион, который и является их отличительной чертой.
В большинстве случаев, торсион — это металлический стержень из специальной марки стали, прошедшей особую обработку. Иногда, в качестве торсиона, используют набор длинных пластин или прутьев, собранных и скрепленных, пучком, в один продольный элемент.
В других, более распространенных типах подвески, упругость достигается за счет пружин или листовых рессор, которые работают на сжатие и изгиб, соответственно. Торсион работает на скручивание, torsion (фр.) — скручивание.
Принципиальная кинематическая схема работы торсиона, следующая – один конец торсиона закреплен на неподвижной части (задняя балка, рама, элемент кузова), а другой конец закрепляется в подвижный рычаг задней балки, балансир. При перемещении подвижной части происходит скручивание торсиона, не изгиб, а именно кручение одного конца торсиона относительно другого. Для примера, представьте, что обычный болт зажат в тиски резьбовым концом, а другой конец, за головку, пытаются крутить гаечным ключом. То, что в этот момент испытывает болт – испытывает торсион.
принцип торсионной подвески
Если рассмотреть принцип работы пружины, работающей на сжатие, то можно убедиться в том, что витки пружины, работают на кручение, как и торсион. Другими словами – торсион это раскрученная пружина. Деформация материала в обоих случаях одинакова.
Наиболее яркое преимущество торсионной подвески – компактность и как следствие возможность снижения массы.
Главным недостатком является дороговизна, вызванная сложной технологией обработки материала торсиона. Технология производства должна обеспечить высокую упругость и прочность этих деталей. Специальная термообработка – цементация – позволяет достичь упрочнения поверхности торсиона. Благодаря цементации, детали приобретают необходимую пластичность и упругость, в связи с тем, что тело материала имеет твердую поверхность и мягкую середину.
Уникальная компактность торсионной подвески интересна в конструкциях, имеющих, очень жесткие требования к характеристикам и солидный бюджет, например боевые и спортивные машины.
Уже в 1934 году, в подвеске легкого шведского танка «Ландсверк», применялась торсионная балка. Немного позже, торсионная подвеска стала применяться в советских танках. С 1939 года серийные танки Т-40 и КВ-1 имели торсионную балку. Впоследствии, советский танк ИС-2 перенял у КВ-1 конструкцию торсионной балки.
пример схемы торсионной подвески
Рисунки и информация о подвеске танков сайта http://armor.kiev.ua . Снимаем шляпу.
В 20х годах, торсион, начал применятся в гоночных автомобилях и в 30г получил широкое распространение среди этого класса. В подвесках серийных автомобилей, торсионная балка начала применятся в конце 30х годов на моделях БМВ, Ситроен, Пежо, Рено, Альфа-Ромео, Ланчиа.
В гражданском автомобилестроении требования менее жесткие и современные производители могут идти на увеличение массы и габаритов узлов и агрегатов конструкции в угоду снижения себестоимости. Но торсионная подвеска Peugeot и Citroen остается популярной во многих современных моделях благодаря тому, что обеспечивает хорошую управляемость и комфорт. Кроме компактности, это достигается за счет отличного противодействия продольным и боковым силам, которые обычно действуют на подвеску.
Торсионная балка Citroen и Peugeot традиционно используется в большинстве моделей концерна PSA, владельцы этих автомобилей хорошо отзываются о ходовых качествах: управляемость, прохождение поворотов – автомобиль как будто «приклеивается» к дороге. Кроме того, благодаря компактности торсионной подвески эти модели имеют много пространства для задних пассажиров и вместительный багажник. По таким характеристикам эти модели находятся на уровне более дорогих марок автомобилей.
Рекомендуем ознакомиться
- Масленки в рычаг задней балки
- Осевые отверстия пальцев задней балки
- Ремонт задней балки
- Проблема, конструкция и ремонт задней балки
- Установка бронзовых втулок, ремонт задней балки Peugeot 306, 205, Citroen Xsara
- Ремонт задней балки. Пальцы, оси задней балки
- ремонт рычага задней балки
- Rear beam pins, shafts, axles for Citroen, Peugeot
- Срочные меры по ремонту задней балки
Комментарии и отзывы покупателей